Привязанность (Автор: Ольга Писарик)
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ДЕТЯМ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОКОЙ
Я писала о том, как важно понимать, что развитие происходит из точки покоя. Сегодня я
напишу о том, что мы, как родители, можем сделать, чтобы обеспечить детям так
необходимый им для взросления психо-эмоциональный покой.
Вначале привязанность, потом взросление.
Эволюцией заложено, что в иерархии базовых потребностей вначале идёт привязанность,
а уж потом взросление. Ребёнок по умолчанию «запрограммирован» стремиться к
контакту и близости с теми, к кому он привязан. Это стремление может принимать разные
формы: ребёнок добивается физической близости с мамой, старается быть похожим на
родителей, желает быть «самым главным внуком» у бабушки, хочет, чтобы его любили,
понимали.
Стремление к контакту и близости невозможно удовлетворить раз и навсегда. Его можно
сравнить с чувством голода: пока ребёнок голоден, он не может думать ни о чём другом,
кроме как о еде, но поев, на время освобождается от своего желания и начинает
интересоваться другими делами. Так же и с привязанностью, мы можем напитать ребёнка
нашей заботой, и на время его мозг освободится от необходимости постоянно сканировать
пространство в поисках контакта и близости, и он сможет направить свою энергию на
исследование мира.
Так что привязанность - это необходимость, а взросление - это роскошь.
Ответственность за работу над привязанностью
----------------------------------------------------------------
Прежде всего, надо высвободить ребёнка от необходимости работать над привязанностью.
Это ваша обязанность - предоставить достаточно контакта и близости, чтобы ребёнок мог
расслабиться, зная, что связь надёжна. Вам надо принять на себя ответственность за то,
чтобы отношения работали, за то, чтобы их углублять, и за то, чтобы самим разбираться с
собственными неудовлетворёнными нуждами.
Например, когда вы уходите на работу, вы должны понимать, что ваша истинная работа -
сохранить связь. Это ваша зона ответственности и ваша задача - позаботиться, чтобы, пока
вы вдалеке друг от друга, узы между вами не ослабли. То же самое касается и сохранения
эмоциональной близости. Недопустимо, чтобы ребёнок работал над тем, чтобы мы его
любили, чтобы держать нас рядом и не отдаляться от нас.
В ваших взаимоотношениях с ребёнком не должно быть обратимости, это не место, где
надо учить ребёнка ответственности. Воспитывайте ответственность по отношению к
братьям-сёстрам или к друзьям, но в паре «родители - ребёнок» только родители отвечают
за отношения. Даже если поведение ребёнка оставляет желать лучшего, вы можете
высказать своё недовольство, но при этом посыл должен быть: «Мне не нравится, что
происходит, но наши отношения в порядке, что бы ни случилось».
Мы обязаны брать на себя инициативу, перекрывать плохое поведение, смягчать защиты,
углублять привязанность.
Несите ответственность за свои чувства и проявление эмоций
-------------------------------------------------------------------------------
Наши дети очень сильно на нас влияют и иногда хочется прибить на месте. Ребёнку очень
легко признать, что он в ответе за то, что мама плачет, а папа злится. Нам надо передавать
свои эмоции таким образом, чтобы у ребёнка не возникло опасений, что наши эмоции
могут негативно повлиять на отношения.
Заставайте ребёнка врасплох своими проявлениями близости
------------------------------------------------------------------------------
Это очень важная и мощная тактика. Показывайте ребёнку свою любовь тогда, когда он
меньше всего этого ожидает, когда он меньше всего заслуживает проявления любви.
Прижмите к сердцу, когда хочется стукнуть, пожалейте, когда хочется накричать, ловите
на бегу и обнимайте, чтобы близость принималась как дар, а не как заслуга.
Предлагайте больше, чем требуется
----------------------------------------------
Единственный способ сделать так, чтобы ребёнок насытился привязанностью и смог
отдохнуть от работы по её сохранению, - это дать ему больше контакта и близости, чем
ему необходимо. Тут опять будет уместно провести параллель с чувством голода.
Если вы когда-нибудь бывали на фуршетах-банкетах, то знаете, что расслабленная
обстановка и непринуждённая беседа между гостями возможна лишь в том случае, когда
соблюдаются два условия: во-первых, чтобы еды было достаточно, т.е. больше, чем гости
могут съесть, и, во-вторых, чтобы гости знали, что через 15 минут еда не исчезнет, а на
протяжении всего мероприятия будет в достаточном количестве.
Так и в привязанности, предложение должно быть больше, чем спрос.
Очень часто родители становятся пассивными поставщиками заботы и внимания «по
требованию». Мы даём ребёнку то, что он просит и тогда, когда он просит. Уход по
требованию, забота по требованию приводят к тому, что 6-7-летние дети, которые никогда
не расставались физически с отцом и матерью одновременно, которые находятся с
родителями 24 часа 7 дней в неделю, ведут себя, как дети, которым не хватает заботы и
внимания, которые постоянно голодны в привязанности. Они цепляются за родителей, не
могут их отпустить, тревожны и таких детей очень сложно воспитывать.
Получается заколдованный круг: у пассивного родителя ребёнок становится всё более
требовательным, но чем требовательнее ребёнок, тем более пассивным становится
родитель, сопротивляясь требованиям ребёнка, и тем более требовательным становится
ребёнок.
Нам надо брать инициативу в свои руки. Мы не обязаны удовлетворять все требования
своих детей, но мы обязаны удовлетворять все их нужды. Нужды - это привязанность,
голод и холод. Когда ребёнок хочет кушать, вы его накормите без вопросов, когда ему
холодно, вы укроете его, когда он просит контакта и близости... дайте ему больше, чем он
выпрашивает. Будьте великодушны, щедры и отзывчивы.
Следите, чтобы ваши дети могли находить в вас отдохновение и расслабление, давайте
столько, чтобы, в конце концов, ребёнок расслабился в вашей привязанности.
Не все дети, к сожалению, могут быть наполнены и получить расслабление в близости.
Когда защиты от уязвимости слишком высоки, то сердце ребёнка не принимает нашу
заботу и любовь. Чтобы насытить такого ребёнка, вначале надо смягчить его сердце,
растопить защиты.
Ещё очень важно, чтобы ребёнок чувствовал, что он желанный, что мы им наслаждаемся.
Как говорил Карл Юнг: «Теплота - жизненно важный элемент как для растения, так и для
души ребёнка». Пусть ваши глаза почаще лучатся улыбкой восхищения своими детьми.
Очень важно, чтобы привязанность воспринималась ребёнком, как надёжная и
безопасная.
Даже если мы даём ребёнку много контакта и близости, но ребёнок не воспринимает эту
близость как дар, как то, что всегда будет с ним, если он постоянно живёт в напряжении,
что завтра близость у него могут отобрать, то он никогда не сможет насытиться и
расслабиться. Дети не в состоянии сами отвечать за надёжность привязанности, только
родитель может сделать так, чтобы ребёнок почувствовал, что привязанность - это нечто
само собой разумеющееся, о чём ему не надо беспокоиться.
И мы должны позаботиться о том, чтобы быть безопасной и надёжной базой для наших
детей, чтобы они чувствовали себя с нами, как в надёжной гавани. Если у ребёнка нет
безопасной базы, с которой ему можно будет исследовать мир, и куда он может в любой
момент вернуться, то он не будет чувствовать себя защищённо и неуязвимо.
Перекрывайте то, что может разделить
Пусть ребёнок чувствует, что отношения - они навсегда, что ничто не может разлучить
вас. Даже окончательное разъединение, смерть, можно перекрыть - «Я всегда буду твоей
мамой. Я всегда буду рядом (по крайней мере, эмоционально)». Развод, разъезд родителей
- «Я всё равно твоя мама/твой папа. Я постоянно думаю о тебе, люблю тебя, готов
заботиться о тебе». Убеждение ребёнка, что с привязанностью ничего не случится - ваша
задача и тут полезно помнить, что привязанности - они с нами навсегда .
Поддерживайте связь свободной от расколов и разрывов. Даже если невозможно обойтись
без взаимных обид и претензий, у ребёнка должна быть уверенность, что с вашими
отношениями всё в порядке. Как сказал один мудрый 7-летний мальчик: «Да, мы ругаемся
с папой, но я всегда знаю, что папа первый начнёт мириться со мной».
Ваши отношения должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать «тяжесть»
ребёнка. Одна из самых распространённых причин тревожности у детей, особенно у
подростков, это, когда они чувствуют, что для своих родителей они слишком большая
обуза, что родители не справляются с их воспитанием.
Будьте поосторожнее с фразами типа: «Я не знаю, что с тобой делать», «Ты невыносима»,
«Когда всё это кончится». Не давайте ребёнку усомниться в том, что ваши отношения
могут вынести его вес, что его воспитание не является для его родителей непосильной
ношей.
Ну, и последнее:
Верьте в своего ребёнка. Не пытайтесь его изменять и не пытайтесь делать так, чтобы он
изменялся. Когда у ребёнка появляется свобода ничего в себе не менять, то неизбежно
наступит желание изменений. Вложение в психологический покой ребёнка - это одна из
лучших инвестиций в его взросление.
(Автор: Ольга Писарик)
Я писала о том, как важно понимать, что развитие происходит из точки покоя. Сегодня я
напишу о том, что мы, как родители, можем сделать, чтобы обеспечить детям так
необходимый им для взросления психо-эмоциональный покой.
Вначале привязанность, потом взросление.
Эволюцией заложено, что в иерархии базовых потребностей вначале идёт привязанность,
а уж потом взросление. Ребёнок по умолчанию «запрограммирован» стремиться к
контакту и близости с теми, к кому он привязан. Это стремление может принимать разные
формы: ребёнок добивается физической близости с мамой, старается быть похожим на
родителей, желает быть «самым главным внуком» у бабушки, хочет, чтобы его любили,
понимали.
Стремление к контакту и близости невозможно удовлетворить раз и навсегда. Его можно
сравнить с чувством голода: пока ребёнок голоден, он не может думать ни о чём другом,
кроме как о еде, но поев, на время освобождается от своего желания и начинает
интересоваться другими делами. Так же и с привязанностью, мы можем напитать ребёнка
нашей заботой, и на время его мозг освободится от необходимости постоянно сканировать
пространство в поисках контакта и близости, и он сможет направить свою энергию на
исследование мира.
Так что привязанность - это необходимость, а взросление - это роскошь.
Ответственность за работу над привязанностью
----------------------------------------------------------------
Прежде всего, надо высвободить ребёнка от необходимости работать над привязанностью.
Это ваша обязанность - предоставить достаточно контакта и близости, чтобы ребёнок мог
расслабиться, зная, что связь надёжна. Вам надо принять на себя ответственность за то,
чтобы отношения работали, за то, чтобы их углублять, и за то, чтобы самим разбираться с
собственными неудовлетворёнными нуждами.
Например, когда вы уходите на работу, вы должны понимать, что ваша истинная работа -
сохранить связь. Это ваша зона ответственности и ваша задача - позаботиться, чтобы, пока
вы вдалеке друг от друга, узы между вами не ослабли. То же самое касается и сохранения
эмоциональной близости. Недопустимо, чтобы ребёнок работал над тем, чтобы мы его
любили, чтобы держать нас рядом и не отдаляться от нас.
В ваших взаимоотношениях с ребёнком не должно быть обратимости, это не место, где
надо учить ребёнка ответственности. Воспитывайте ответственность по отношению к
братьям-сёстрам или к друзьям, но в паре «родители - ребёнок» только родители отвечают
за отношения. Даже если поведение ребёнка оставляет желать лучшего, вы можете
высказать своё недовольство, но при этом посыл должен быть: «Мне не нравится, что
происходит, но наши отношения в порядке, что бы ни случилось».
Мы обязаны брать на себя инициативу, перекрывать плохое поведение, смягчать защиты,
углублять привязанность.
Несите ответственность за свои чувства и проявление эмоций
-------------------------------------------------------------------------------
Наши дети очень сильно на нас влияют и иногда хочется прибить на месте. Ребёнку очень
легко признать, что он в ответе за то, что мама плачет, а папа злится. Нам надо передавать
свои эмоции таким образом, чтобы у ребёнка не возникло опасений, что наши эмоции
могут негативно повлиять на отношения.
Заставайте ребёнка врасплох своими проявлениями близости
------------------------------------------------------------------------------
Это очень важная и мощная тактика. Показывайте ребёнку свою любовь тогда, когда он
меньше всего этого ожидает, когда он меньше всего заслуживает проявления любви.
Прижмите к сердцу, когда хочется стукнуть, пожалейте, когда хочется накричать, ловите
на бегу и обнимайте, чтобы близость принималась как дар, а не как заслуга.
Предлагайте больше, чем требуется
----------------------------------------------
Единственный способ сделать так, чтобы ребёнок насытился привязанностью и смог
отдохнуть от работы по её сохранению, - это дать ему больше контакта и близости, чем
ему необходимо. Тут опять будет уместно провести параллель с чувством голода.
Если вы когда-нибудь бывали на фуршетах-банкетах, то знаете, что расслабленная
обстановка и непринуждённая беседа между гостями возможна лишь в том случае, когда
соблюдаются два условия: во-первых, чтобы еды было достаточно, т.е. больше, чем гости
могут съесть, и, во-вторых, чтобы гости знали, что через 15 минут еда не исчезнет, а на
протяжении всего мероприятия будет в достаточном количестве.
Так и в привязанности, предложение должно быть больше, чем спрос.
Очень часто родители становятся пассивными поставщиками заботы и внимания «по
требованию». Мы даём ребёнку то, что он просит и тогда, когда он просит. Уход по
требованию, забота по требованию приводят к тому, что 6-7-летние дети, которые никогда
не расставались физически с отцом и матерью одновременно, которые находятся с
родителями 24 часа 7 дней в неделю, ведут себя, как дети, которым не хватает заботы и
внимания, которые постоянно голодны в привязанности. Они цепляются за родителей, не
могут их отпустить, тревожны и таких детей очень сложно воспитывать.
Получается заколдованный круг: у пассивного родителя ребёнок становится всё более
требовательным, но чем требовательнее ребёнок, тем более пассивным становится
родитель, сопротивляясь требованиям ребёнка, и тем более требовательным становится
ребёнок.
Нам надо брать инициативу в свои руки. Мы не обязаны удовлетворять все требования
своих детей, но мы обязаны удовлетворять все их нужды. Нужды - это привязанность,
голод и холод. Когда ребёнок хочет кушать, вы его накормите без вопросов, когда ему
холодно, вы укроете его, когда он просит контакта и близости... дайте ему больше, чем он
выпрашивает. Будьте великодушны, щедры и отзывчивы.
Следите, чтобы ваши дети могли находить в вас отдохновение и расслабление, давайте
столько, чтобы, в конце концов, ребёнок расслабился в вашей привязанности.
Не все дети, к сожалению, могут быть наполнены и получить расслабление в близости.
Когда защиты от уязвимости слишком высоки, то сердце ребёнка не принимает нашу
заботу и любовь. Чтобы насытить такого ребёнка, вначале надо смягчить его сердце,
растопить защиты.
Ещё очень важно, чтобы ребёнок чувствовал, что он желанный, что мы им наслаждаемся.
Как говорил Карл Юнг: «Теплота - жизненно важный элемент как для растения, так и для
души ребёнка». Пусть ваши глаза почаще лучатся улыбкой восхищения своими детьми.
Очень важно, чтобы привязанность воспринималась ребёнком, как надёжная и
безопасная.
Даже если мы даём ребёнку много контакта и близости, но ребёнок не воспринимает эту
близость как дар, как то, что всегда будет с ним, если он постоянно живёт в напряжении,
что завтра близость у него могут отобрать, то он никогда не сможет насытиться и
расслабиться. Дети не в состоянии сами отвечать за надёжность привязанности, только
родитель может сделать так, чтобы ребёнок почувствовал, что привязанность - это нечто
само собой разумеющееся, о чём ему не надо беспокоиться.
И мы должны позаботиться о том, чтобы быть безопасной и надёжной базой для наших
детей, чтобы они чувствовали себя с нами, как в надёжной гавани. Если у ребёнка нет
безопасной базы, с которой ему можно будет исследовать мир, и куда он может в любой
момент вернуться, то он не будет чувствовать себя защищённо и неуязвимо.
Перекрывайте то, что может разделить
Пусть ребёнок чувствует, что отношения - они навсегда, что ничто не может разлучить
вас. Даже окончательное разъединение, смерть, можно перекрыть - «Я всегда буду твоей
мамой. Я всегда буду рядом (по крайней мере, эмоционально)». Развод, разъезд родителей
- «Я всё равно твоя мама/твой папа. Я постоянно думаю о тебе, люблю тебя, готов
заботиться о тебе». Убеждение ребёнка, что с привязанностью ничего не случится - ваша
задача и тут полезно помнить, что привязанности - они с нами навсегда .
Поддерживайте связь свободной от расколов и разрывов. Даже если невозможно обойтись
без взаимных обид и претензий, у ребёнка должна быть уверенность, что с вашими
отношениями всё в порядке. Как сказал один мудрый 7-летний мальчик: «Да, мы ругаемся
с папой, но я всегда знаю, что папа первый начнёт мириться со мной».
Ваши отношения должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать «тяжесть»
ребёнка. Одна из самых распространённых причин тревожности у детей, особенно у
подростков, это, когда они чувствуют, что для своих родителей они слишком большая
обуза, что родители не справляются с их воспитанием.
Будьте поосторожнее с фразами типа: «Я не знаю, что с тобой делать», «Ты невыносима»,
«Когда всё это кончится». Не давайте ребёнку усомниться в том, что ваши отношения
могут вынести его вес, что его воспитание не является для его родителей непосильной
ношей.
Ну, и последнее:
Верьте в своего ребёнка. Не пытайтесь его изменять и не пытайтесь делать так, чтобы он
изменялся. Когда у ребёнка появляется свобода ничего в себе не менять, то неизбежно
наступит желание изменений. Вложение в психологический покой ребёнка - это одна из
лучших инвестиций в его взросление.
(Автор: Ольга Писарик)
Комментарии
Отправить комментарий
Тут вы можете оставить свой комментарий :)